Зам генерального директора UkrLandFarming Игорь Петрашко об агроподдержке-201

В прошлый четверг Верховная Рада приняла главный финансовый документ страны. Доходы госбюджета в следующем году запланированы на уровне 913,6 млрд грн при дефиците 81,8 млрд. Наряду с такими приоритетами бюджета-2018 как рост национальной экономики, строительство дорог, развитие науки, образования и медицины, представители власти в очередной раз не забыли упомянуть и о  поддержке агросектора. Latifundist.com проанализировал государственную смету и готов поделиться выводами между строк.

Прямые инструменты поддержки

На фоне увеличивающихся год от года расходов бюджета — в среднем на 22% ежегодно в течение 2014-2018 гг., суммы, выделяемые Минагропроду на поддержку агропроизводителей, не всегда становятся больше.

Так, в 2015 г. финансовая поддержка агробизнеса сократилась по сравнению с 2014-м годом практически вдвое, и в 2016 г. уровень поддержки был на уровне предыдущего года. В 2017 году сумма средств на деятельность Минагропрода выросла более чем в 4 раза, а сумма финансовых вливаний со стороны государства в АПК — почти в 17 раз.

В этом году рост этих важных для отечественного агробизнеса показателей также  заложен в бюджете — на 32,7 и 17,4% соответственно. Итак, Минагропрод получит в распоряжение 14,4 млрд грн, а финподержка отечественных аграриев достигнет беспрецедентной отметки в более чем 7 млрд грн.

Максим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия
Максим Мартынюк, первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия

«Это рекордно высокая сумма, при этом в правительстве осознанно отказалось от желания понравиться всем в пользу максимизации эффективности господдержки. На мой взгляд, аграрный госбюджет-2018 в правительственной редакции — самый лучший из возможного», — считает первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Максим Мартынюк.

Примечательно, что на фоне постоянного декларирования важности АПК для развития страны и необходимости господдержки, суммы, выделяемые аграриям не превышают и 1% от общей суммы расходов бюджета. Справедливости ради следует сказать, что в 2017-2018 гг. финподдержка АПК составила более чем 0,6% расходов госбюджета, что неоспоримо лучше 0,1-0,2% в 2014-2016 гг.

В объеме бюджетных средств, которыми распоряжается Минагропрод, расходы на поддержку аграриев в 2018 году, составят более половины. Правда, эта цифра ниже уровня 2017 г., в котором аграрии получили почти 60% средств, распорядителем которых было профильное министерство.

Ключевыми приоритетами в поддержке АПК со стороны государства остаются животноводство, фермерство, возмещение расходов на обновление сельхозтехники.

Принятый в первом чтении проект Госбюджета-2018 отличается большей сбалансированностью в части направлений бюджетной поддержки развития сельского хозяйства и направленностью на поддержку представителей малого аграрного бизнеса, отметил заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики НАЦ «Институт аграрной экономики», к.э.н. Леонид Тулуш.

«Этим документом предусматривается диверсификация направлений бюджетной поддержки — объемы финансирования по одной из имеющихся бюджетных программ не превышают трети общей суммы, заложенной в поддержку развития сельского хозяйства. Положительным для государственной поддержки является то, что плановые объемы ассигнований по программам для малого аграрного бизнеса — небольших фермерских хозяйств — могут превысить 60% общего «бюджета поддержки», — заметил Леонид Тулуш.

Леонид Тулуш, заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики НАЦ «Институт аграрной экономики», к.э.н.
Леонид Тулуш, заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики НАЦ «Институт аграрной экономики», к.э.н.

В то же время, сельхозпроизводителям следует учитывать, что «правила игры» в сфере бюджетной поддержки могут несколько измениться. Государство уже не будет поддерживать субъектов аграрного микробизнеса, которые не пройдут государственную регистрацию и не получат статус фермерского хозяйства.

Как и было запланировано, поддержка аграриев будет осуществляться в рамках бюджетных программ по следующим направлениям:

  • частичная компенсация стоимости животных и процентной ставки по банковским кредитам под закупку молодняка, строительство и реконструкции ферм и животноводческих комплексов;
  • компенсация процентных ставок по кредитам, привлеченным для покупки кормов, ГСМ, семян, удобрений, СЗР, ветпрепаратов, молодняка и пр.;
  • поддержка фермерских хозяйств, в частности, вновь созданных;
  • предоставление дотаций производителям целого ряда растениеводческой (овощи, бахчевые, корнеплоды, виноград для производства вина, семечковые и косточковые фрукты, ягоды, орехи, табак) и животноводческой продукции (выращивание КРС молочных пород, овец, коз, свиней, коней, производство мясо-молочной продукции и яичных продуктов);
  • частичная компенсация расходов на приобретение отечественной сельхозтехники и оборудования;
  • формирование государственного резервного семенного фонда.

Напомним, что в начале сентября уходящего года Кабинет Министров утвердил «Концепцию развития фермерских хозяйств и сельскохозяйственной кооперации на 2018-2020 гг.». При этом, в Минагропроде акцентировали внимание на том, что поддержка фермерства станет системной и позволит увеличить более чем на 10% производство сельхозпродукции и будет способствовать развитию ее переработки.

Правда, в экспертной среде обеспокоены, что для такой статьи бюджета как «Государственная поддержка отрасли животноводства»не имеет разработанного, четкого, механизма предоставления дотаций. Это может привести к ручному распределению финансовых ресурсов правительством и снизить реальную поддержку агросектора.

Первый заместитель министра экономического развития, возглавляющий правительственную рабочую группу по распределению агродотаций, Максим Нефедов отмечает, что целью государственной поддержки украинских агропроизводителей является необходимость поддержания и повышения их конкурентоспособности перед коллегами с ЕС.

Максим Нефедов, первый заместитель министра экономического развития, возглавляющий правительственную рабочую группу по распределению агродотаций
Максим Нефедов, первый заместитель министра экономического развития, возглавляющий правительственную рабочую группу по распределению агродотаций

«Уже с 2018 года формат государственной поддержки бизнеса в целом будет изменен — в правительстве предлагают перейти от начисления дотаций «на отрасль» к финансированию отдельных проектов в частном секторе, которые государство как инвестор считает необходимым поддержать», — сообщил Максим Нефедов.

Непрямые методы

Одними из наиболее эффективных являются налоговые методы поддержки агробизнеса. И речь, прежде всего, идет о налоговой льготе, которая работала как спецрежим НДС. В 2016 году сумма НДС, которая могла накапливаться на спецсчетах и использоваться для нужд в рамках основной деятельности аграриев, была уменьшена и дифференцирована в зависимости от направления агробизнеса. В процессе формирования и принятия бюджета-2017 спецрежим НДС был и вовсе отменен.

В Украине принятие госбюджета не ограничивается бюджетной сферой — ежегодно перекраивается и налоговое законодательство. Так, бюджетный процесс-2018 не стал исключением и не обошелся без неприятных сюрпризов для отечественных аграриев.

Согласно принятому Закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 г.» с марта следующего года операции по вывозу в таможенном режиме экспорта таких технических культур как соя, рапс и подсолнечник освобождены от уплаты НДС.

Использование обманчивого слова «освобождение» на практике означает, что аграрии не смогут использовать ставку 0% НДС при экспорте и получать экспортное возмещение. По сути получается, что правительство освобождается от возмещения НДС. По различным экспертным оценкам, суммарные потери отрасли составят как минимум 10 млрд грн. При всем при этом, увеличение господдержки аграриев через бюджет предполагает ее увеличение по сравнению с прошлым годом на сумму около 1 млрд грн.

Во Всеукраинской Аграрной Раде крайне негативно отнеслись к этому к этому решению Верховной Рады Украины.

Михаил Соколов, заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады
Михаил Соколов, заместитель председателя Всеукраинской Аграрной Рады

«Во-первых, отмена возмещения НДС при экспорте, с одной стороны, приведет к прямым убыткам фермеров. Во-вторых, в Раде считают, что это просто беспардонное нарушение договоренностей между правительством и аграриями при отмене спецрежима НДС. Напомню, когда отменяли спецрежим НДС, говорилось о том, что спецрежим — хорошая вещь, и взамен него было установлено возмещение НДС при экспорте зерновых и технических культур, чего до этого не было, и введена «квази-аккумуляция НДС» для наиболее пострадавших при отмене спецрежима отраслей. Речь, прежде всего, о  животноводстве, на котором кстати сказалось и повышение цен на корма. В кормах масличные составляют ничтожную часть, поэтому недавнее решение ВРУ никак не поможет животноводам. Это наглый обман — давайте называть вещи своими именами», — отметил заместитель председателя ВАР Михаил Соколов.

Если верить аналитике, предоставляемой Госстатом Украины, то производство подсолнечника и сои возрастало в последние годы, в то время как производство рапса сокращается. Видимо, законодатель решил, что производители подсолнечника и сои в поддержке больше не нуждаются, а производители рапса в целом не требуют поддержки.

Несмотря на то, что возмещение непосредственно касается экспортеров, возмущены отменой НДС и внутренние, в том числе и мелкие, производители, потому как недополученный НДС «выльется» в снижение внутренних закупочных цен.

По мнению заместителя генерального директора UkrLandFarming Игоря Петрашкоэто решение парламента негативно отразится на производителях продукции.

«Конечно, активизация переработки — это замечательное намерение. Но она и так в масличных культурах существенно присутствует, мощности достаточно большие, они всем известны. Несомненно, такая инициатива приведет к падению цен на рынке. Он сбалансирован с точки зрения экспорта, поэтому увеличится предложение на внутреннем рынке. В целом же это приведет к перераспределению средств между производителями и переработчиками. Инициатива странная хотя бы ввиду того, что в случае с масличными культурами у нас на экспорт идет преимущественно переработанная продукция. В плане сырья достаточно дорогая логистика, поэтому для ее экспорта экономические стимулы недостаточно велики», — считает Игорь Петрашко.

Игорь Петрашко, заместитель генерального директора UkrLandFarming
Игорь Петрашко, заместитель генерального директора UkrLandFarming

Также согласно изменений в налоговый кодекс производители «мяса и съедобных субпродуктов кур домашних (код УКТВЭД 0207 11 — 0207 14) и яиц кур домашних (код УКТВЭД 0407 11 0000, 0407 21 0000)» не могут быть плательщиками единого налога четвертой группы.

При всем этом, курс национальной валюты к доллару США в госбюджете-2018 заложен на уровне 29,3 грн, в госбюджете-2017 — 27,2 грн. По состяянию на 13 декабря 2017 года официальный курс НБУ составляет 27,18 гривен за единицу американской валюты.

Очевидно, что выполнение плановых показателей было бы невозможно без высокой экспортной активности отечественных аграриев, которые за 9 месяцев текущего года экспортировали продукции практически на $13 млрд, что составляет 41,3% всего экспорта Украины.

Как видим, представители исполнительной и законодательной власти, декларируя всестороннее содействие для развития аграрной сферы, одной рукой выделяют деньги на эту поддержку, а другой — пытаются ее забрать и попутно «отжать» у бизнеса как можно больше. Как в таких условиях будет действовать «дойная корова» бюджета, увидим совсем скоро.

Виктория Кремень, Latifundist.com