В топ-5 самых популярных продуктов у украинцев входят: кондитерские изделия, молочные продукты, мясо птицы, колбаса и сало, пиво.

Мы привыкли к тому, что Украина — крупный экспортер сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Привыкли настолько, что порой не берем в расчет внутренний рынок. А ведь он в принципе должен для нас быть на первом месте. К тому же эпидемия Covid-19 и связанное с нею закрытие границ показали, что даже самой щедрой на хлеб стране мира не стоит забывать про свою продовольственную безопасность.
Первый вопрос, который возникает при анализе внутреннего рынка, — сколько и какой еды вообще потребляют украинцы? Госстат дает вполне конкретные цифры — они приведены в инфографике.
Через предприятия розничной торговли Украины за 2018 г. прошло продовольственных товаров на 668,4 млрд грн. При этом, если исходить из данных по оптовому товарообороту, в этом объеме доля собственных украинских продуктов — 77,2%. Что, кстати, достаточно высокий показатель: в соседней Беларуси, например, менее 50% собственных продуктов питания. То есть при крайней необходимости можно будет закрыть импортные 23% за счет перенаправления экспортных потоков на внутренний рынок.
«Практически невозможно оценить, какую долю продуктов население покупает на рынках. Во-первых, помимо легальных рынков, есть еще масса стихийных. Во-вторых, и на легальных учет обычно ведется чисто формально и не отражает реальности, — сказал «ДС» аналитик отдела маркетинга одной из торговых сетей Владимир Мирошниченко. — В-третьих, процент продуктов, покупаемых на рынке, очень сильно зависит от величины населенного пункта. Он может варьироваться от 20% в Киеве до 85-90% в каком-нибудь районном центре. Единственное, что можно сказать более-менее точно: по нашим оценкам, 80% продаваемых на рынках продуктов — украинского происхождения».
По данным Госстата, в 2017-м потребители на продукты питания потратили 233,2 млрд грн — 38,8% от всех расходов. В 2018-м расходы на питание увеличились до 43,3% — практически до 290 млрд грн (данных за 2019-й еще нет). Выручка ритейлеров от продажи продуктов год к году выросла в 2018 г. на 56,5 млрд грн. Для сравнения: объем продаж непродовольственных товаров увеличился на 26,6 млрд грн.
В топ-5 самых популярных продуктов у украинцев входят: кондитерские изделия, молочные продукты, мясо птицы, колбаса и сало, пиво.
Что касается того, какие агропроизводители больше ориентируются на внутренний рынок, а какие предпочитают работать на экспорт, то общая закономерность такова: чем крупнее агрокомпания, тем больше она ориентирована на работу на внешних рынках и тем меньше ее интересует рынок Украины. Мелкий фермер ориентируется на рынок своего района, максимум области, среднее агропредприятие работает по всей стране.
О том, как распределяются усилия между внешним и внутренним рынком, нам рассказали в компании Ukrlandfarming. «Кукуруза, пшеница, соя, рапс — наша экспортно ориентированная продукция, 70% урожая этих культур реализуется на внешнем рынке, такие же тенденции будут сохраняться и в следующих сезонах, поскольку продукция ULF соответствует высоким международным стандартам качества. В том числе нами принят ряд мер для соблюдения Регламента ЕС №396/2005 о пересмотре установленных максимально разрешенных уровней остатков пестицидов при выращивании зерновых и масличных культур, урожая 2020 года 30% этих культур идут на производство комбикорма на заводах ULF, качество комбикорма — это залог качества яйца и яичного порошка агрохолдинга Avangardco, который также экспортируют в том числе в ЕС, — сказала в комментарии для «ДС» директор компании «Трейд Агро» Группы компаний «Укрлендфарминг» Олеся Калинчук. — Что касается подсолнечника: по объему производства этой культуры и подсолнечного масла Украина является бесспорным лидером, и 20 млн т в год — мощность переработки семян на заводах, расположенных на территории Украины. Поэтому мы 100% своих семян реализуем непосредственно в Украине для поддержки отечественного производителя. Хотя и имеем запросы от импортеров в Евросоюзе».
И другие крупные агрохолдинги, при всей своей ориентированности на экспорт, не обходят вниманием внутренний рынок Украины. Правда, они предпочитают не раскрывать информацию о том, какая часть производимой ими продукции остается внутри страны. Поэтому четкий ответ на вопрос, кто же по большей части наполняет внутренний рынок — частные производители, фермеры или крупные агропредприятия, сегодня дать проблематично.
Деловая столица, Денис Лавникевич